В двух секциях рассматривались исследования по разным направлениям: краеведению, истории, социологии и праву (I секция), биологии, валеологии, культурологии, математике, физике, экологии, языкознанию (II секция). И представляли их ребята, которые, заинтересовавшись каким-то явлением, темой, стремятся понять, изучить, найти ответ на возникший вопрос.
Надежда Толстокорова, увидев у одноклассников среди модной мебели весьма добротные стулья и столы с несовременным дизайном, поинтересовалась, откуда они. Оказалось, родственники изготовилии на действующем в былые времена промкомбинате. Так родилась тема «Страницы истории Видлицкого промкомбината», которую исследовала девятиклассница Надя вместе с семиклассницей Женей Большухиной.
А шестиклассницу Рыпушкальской школы Эрику Литвинкович к исследованию подтолкнули не раз слышанные фразы: «Поедем в КОМС», «Мы из КОМСа». «А что такое КОМС?» — задала себе вопрос девочка. Поиск ответа вылился в интересную работу, в которой идет речь о деятельности Карельской опытно-мелиоративной станции, научных достижениях сотрудников, вкладе коллектива в развитие сельского хозяйства.
Одиннадцать работ представлены по краеведению, и в каждой есть своя изюминка. Местными традициями сенокошения заинтересовалась одиннадцатиклассница из Коткозера Кристина Макушева. Хотя работа проведена серьезная, она полагает, что изучила далеко не все и рассчитывает, что ее исследование продолжит сестра-семиклассница. Влада Погиба (6 класс, школа №2) успешно справилась со сравнительным анализом предметов бытовой утвари Карелии и Вологодской области. Самая младшая в группе краеведов третьеклассница из Туксы Ульяна Кондратьева порадовала своим действительно исследовательским подходом к теме «Национальная карельская кухня».
Еще одна третьеклассница Софья Пешкова, которая занимается в детском объединении «Исследователи природы родного края» ДДТ, представила любопытную работу по биологии. Девочка рассказала о результатах исследования обитателей пруда.
Спектр интересов школьников разнообразный, нередко предметами изучения ребят становятся актуальные вопросы нашей жизни: здоровье (в том числе влияние компьютера на него), конфликты и способы их разрешения, культура разговорной речи и т.д.
Порой тема возникает из давнего интереса или увлечения, как, например, это случилось у шестиклассницы школы №2 Василисы Тихоновой, изучавшей достопримечательности Италии, или у ее одноклассника Дмитрия Васильева, у которого интерес к рыцарям вылился в работу «Рыцарство как исторический феномен».
Как отмечают члены весьма компетентного жюри, молодые исследователи хорошо потрудились. От организатора «Шага в будущее» — информационно-методического центра — каждому вручен сертификат участника конференции. И ничего, что пока не у всех призовые места, главное они сделали, а советы членов жюри непременно помогут продвинуться в своих исследованиях вперед.
***
Высоко оценила деятельность ИМЦ и педагогов района Ольга Алексеевна Быша, старший методист республиканского детского эколого-биологического центра, член жюри:
— Информационно-методический центр Олонецкого района проводит очень большую работу с педагогами в плане учебно-исследовательской деятельности. Здесь идет целенаправленная регулярная многолетняя кропотливая работа с учителями, которая дает достойные результаты (это видно по выступлениям детей на всероссийских и республиканских конференциях).
Подготовить с ребенком исследовательскую работу — огромный дополнительный учительский труд. И педагоги, которые за это берутся, настоящие энтузиасты. В Олонецком районе знаю нескольких таких учителей, которые из года в год работают с детьми в этом направлении. Они просто молодцы!
(«Олония», №6)
|