5 — 6 марта в нашем районе прошёл фестиваль военно-исторических событий Петровской эпохи, главными участниками которого стали члены КРОО «Военно-исторический клуб «Стражникъ» при музее МВД РК, а также гости из Санкт-Петербурга, Москвы, Выборга, Латвии, Эстонии, Финляндии и Испании.
«Здравствуйте, гости дорогие!»
… 1705 год. В Олонце ожидают прибытие отряда русских солдат. Местные жители готовятся к встрече. Завтра русским солдатам выступать в поход на шведов, а сегодня их ждут олончане на вечёрку. … Дом зажиточных олончан. Просторная горница. Печь. Стол... — Хотела спросить соизволения, матушка, сегодня круугу вести, — обращается дочь Глаша. А та в ответ: — Круугу вести задумала?! Убери сначала в доме! Скамьи расставь! На стол накрой! Делу — время, потехе — час. — Это мы быстро сделаем!.. Вмиг всё было сделано. И на Глаше появились праздничный сарафан и головной убор. А тут и гости: подружки из соседней деревни пришли. — А где же молодцы? — спрашивают хозяева. — Скоро явятся, не задавятся. Не споткнутся, прибегут. Вот и молодцы, а ещё гости, и, конечно же, самые главные — группа русских солдат с воеводой, женщинами (и даже дочками), которые часто ходили в походы вместе с мужьями, помогали им в быту. И закружилось, завертелось! Песни, шутки, прибаутки, частушки, игры — всё было. Матушке (Л.П. Ермолаевой), её дочери Глаше (Л.П. Прокопенковой) удалось всех вовлечь в действо: гости и плясали, и пели, и играли. Игры — чисто карельские: «Поцелуйчики», «Вор, солнышко и спаситель» (ну, не обойтись тут без солдата-спасителя!), «Кто — кого?» и померялись тут силами парни местные и солдаты русские, силу и удаль свою все показали). Объединённые единым сюжетом (как это и было в старину) посиделки сблизили их участников. Всё было красиво, интересно, задушевно и просто. В конце уже никто не стеснялся. Ну, а какая же встреча, у которой скоро расставание, обходится без тоста и пожеланий?! — За Государя нашего Петра Алексеевича! — поднимая тост, провозгласил посланник Государя Петра Великого (его роль играл руководитель КРОО «Военно-исторический клуб «Стражникъ» А. Федосов). — Чтобы царствовал долго и Россия при нём процветала, а всякий супостат боялся бы приходить на русскую землю! Ибо солдатская сила русская да не сломлена будет! На том и стоять будем! Дай вам Бог здоровья, счастья и благоденствия! И зазвучала шуточная солдатская песня... И было прощание... Утром — в поход!
К службе готовы!
Победа над шведами в Северной войне (1700 — 1721 гг.) помогла России овладеть выходом к Балтийскому морю. Война наложила свой отпечаток и на жизнь Карелии, так как она граничила со шведскими землями. Боевые действия, особенно в первые годы войны, разворачивались и на территории Олонецкого края. Местное население в полной мере ощутило на себе тяготы войны. Прибывавшие время от времени русские отряды пополнялись рекрутами из местных жителей. Так «произошло» и на этот раз. Наборщик из отряда русских солдат и воевода заходили в дома в Туксе и забирали в отряд молодых, здоровых юношей. И слышались в деревне плач и причитания матушек: — Ой, кровинушка ты наша! На кого ты покидаешь нас?.. — Деточка моя! Золотко моё, не уходи!.. — Ты прощай-ко, моё милое дитятко, моя любимая удалая головушка, Как обневолили тебя не в порушко да не во времечко... Ты пойдёшь, моя любимая, удалая головушка, на чужую, на дальнюю сторонушку... Ты уведоми меня, мать горюше-горе-горькую, Письмецом, либо грамоткой, или ласковым словечечком... А наборщик — своё: — Вот молодец, солдат ждёшь! Как имя твоё? — Егор. — Посмотрим зубы, руки... Молодец! Чуть позже: — А почему этот двор миновали? Воевода, надо разобраться! — Откупились!.. Шестерых рекрутов забрали в отряд. Тут же — обучение владению мушкетом (так до начала XIX века называли кремневые ружья). Чёткие командирские команды. И чёткое их выполнение. — А что, толковые у вас парни в деревне? — Очень! — звучал ответ. — Проверим. Мушкет на пле-чо! Раз! Два! Локотки выше поднять! На левое пле-чо! Три! Отлично! — это похвала. И дальше совет: — Если целиться выше — будет перелёт, а если в землю — попадёшь куда-нибудь... И вот молодые новобранцы (у кого — ружьё, у кого — вилы, у кого — топор) встают в ряды русского войска. Скоро — бой со шведами...
«Победа — за нами!»
Реконструкция боя со шведами, который произошёл во время свейского похода Полка Петра Апраксина на Сердоболь (Сортавала), произошла на полях у Алексалы. Бой был руконструирован со всеми подробностями того времени. И правила ведения боя, и форма, и оружие — петровских времён. Было тут и боевое построение, и стрельба из мортиры, и взятие вражеского лазутчика, и столкновение стенка на стенку, и «раненые», и «убитые»... Шведы, утопая в снегу, двигались в сторону русских солдат, стреляли, сражались, но в итоге победа была на стороне русских. Таким образом отряд Апраксина в период Северной войны в составе 2000 человек уничтожил шведский гарнизон недалеко от границы. … И после боя звучало громкоголосое: — «Олончанам, их доблестным предкам»... И хором — троекратное: «Виват! Виват! Виват!».
«1000-летняя история»
Фестиваль является продолжением проекта «1000-летняя история», во время которого члены военно-исторических клубов проводят реконструкции событий военной истории. Вот что о деятельности военно-исторического клуба «Стражникъ» рассказал его руководитель, сотрудник МВД Карелии Александр Федосов: — Мы занимаемся военной историей в объёме второго тысячелетия, потому всё, что происходило в Карелии в этот период, — это наша тема. Все мы любим историю Северной войны, она нас объединила, поэтому и проводим такие замечательные фестивали. Интересно ещё и то, что со времени Северной войны начинается активное взаимодействие русских и карелов, которые начинают сливаться в единый большой русский народ. Это период взаимодействия русских и карелов, период начала взаимообогащения карельской и русской культур, потому что именно на этой территории в 1702 году началось строительство Олонецких верфей. Олонец имеет большое значение: он — главная крепость на Северо-Западе. Наша попытка провести фестиваль в Олонце — это дань уважения истории, которую мы чтим, любим и помним. — А почему у солдат костюмы разные? — спрашиваю. — Зелёно-красный — традиционно цвета военной формы русской армии. Шведы — в сине-зелёной форме; среди них — финские солдаты (в серо-синей форме). Форма белого цвета — у драгун (в ней — испанцы). Все костюмы соответствуют истории. — Кто по профессиям участники клуба? — У всех занятия разные — музейные работники, строители, студенты, есть сотрудник авиалесоохраны, медики, инженеры... Наш клуб больше семейный, он объединяет всех, кому небезразлична история Карелии. Сегодня нас 15 человек. …Несмотря на то, что клуб существует всего два года, члены его активно сотрудничают с подобными клубами России и зарубежья, уже ездили на фестивали в Москву, Санкт-Петербург, в Латвию, Эстонию. В ходе фестиваля вновь прозвучала идея организовать в Олонце небольшой отряд (или для начала — группу) стрельцов, которые смогут принимать участие в различных фестивалях в России и за рубежом, «Стражникъ» готов их принять. И второе: Олонец достоин традиционного фестиваля по реконструкции военной истории и культуры Карелии, который может стать брендом Олонца — обо всём этом говорил Александр Федосов. Поддержим? Огромная благодарность за фестиваль его организаторам — ООО «Дружба» (И.Н. Гуриловой), КРОО «Военно-исторический клуб «Стражникъ» (А.В. Федосову), а также их помощникам — Л. Прокопенковой, Л. Ермолаевой, В. Трофимовой, Е. Калачевой и многим другим. Молодцы!
Светлана ГУСЕВА («Олония», 2011, №11)
Фотоотчет
|